Порядок проведения проверок при строительстве нужно знать на зубок любому руководителю компании из этой сферы. Во-первых, потому что они проходят по плану, а во-вторых, надзорные органы могут нагрянуть неожиданно. В такой ситуации следует знать, какие документы проверяющие могут требовать, а какие нет, что отвечать на те или иные вопросы, и правомочны ли штрафы, которыми любят грозиться.
Ведомства, проверяющие объекты строительства
Надзорные мероприятия в сфере строительства на государственном уровне в нашей стране могут выполнять определенные органы федеральной исполнительной власти, обладающие соответствующими полномочиями. В число таких ведомств входят:
- Ростехнадзор;
- Некоторые министерства и службы, наделенные полномочиями по выполнению государственного строительного надзора на основании указов Президента РФ (Министерство обороны РФ, ФСБ, ФСО и др.);
- Госкорпорация «Росатом» (осуществляет строительный надзор в сфере ядерной промышленности).
Государственный строительный надзор необходим для предупреждения, выявления и недопущения возможных нарушений регламентов, норм и законов со стороны заказчика, застройщика или иного лица, осуществляющего строительные работы по договору подряда. Это определение прописано в пункте 3 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года.
Данное Положение устанавливает порядок проведения проверок при строительстве. В частности, строительный госнадзор включает в себя следующие мероприятия:
- проверка соответствия выполнения строительства и реконструкции капитальных сооружений, а также используемых при этом материалов и результатов выполненных работ требованиям проекта и нормативных документов;
- проверка наличия у застройщика разрешения на строительные работы;
- проверка наличия соответствующих допусков СРО у лиц, осуществляющих работы, влияющие на безопасность капитальных зданий и сооружений.
При отсутствии технических регламентов уполномоченные органы выясняют, соответствуют ли строительные работы, используемые при этом материалы и результаты выполненных работ соответствующим СНиПам, федеральным требованиям в отношении использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим нормам, многочисленным требованиям в различных областях (пожарной безопасности, энергетической эффективности, охраны природы, промышленной и энергетической безопасности и др.), нормам и правилам для осуществления мероприятий гражданской обороны, для обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и для других мер. Необходимо также соответствие действующему федеральному законодательству, которое касается строительства и реконструкции капитальных зданий и сооружений.
Периодичность проверок при строительстве
Существуют плановые проверки, запланированные утвержденной программой, и внеплановые мероприятия по надзору, осуществляемые после обращения лиц и по требованию органов государственной и муниципальной власти. В действующем регламенте имеется пункт 3 (Порядок проведения проверок при строительстве), где указываются случаи проведения таких проверок.
Необходимость в надзорных мероприятиях возникает, когда:
- подошел к концу срок завершения работ, указанных в программе проведения проверок;
- лицо, осуществляющее строительство, подало извещение об окончании работ, если таковые завершились раньше срока, указанного в программе проведения проверок;
- лицо, осуществляющее строительство, подало в соответствующую инстанцию извещение о возникновении аварийной ситуации на объекте;
- от физических и юридических лиц, а также от органов государственной или муниципальной власти было получено обращение по вопросам, касающимся проведения госнадзора в строительстве;
- из других источников была получена информация о ведении строительных работ либо работ по реконструкции и капитальному ремонту здания или сооружения, нуждающегося в проверке.
По завершению строительства, реконструкции или ремонта объекта уполномоченное ведомство проводит надзорные мероприятия, контролирующие соответствие данного объекта требованиям регламентов, норм и правил, а также положениям законодательных актов и проектной документации. Делается это на основании извещения, полученного от заказчика или застройщика.
Основания для проверки
Органы госстройнадзора проводят проверку на основании соответствующего приказа или распоряжения. Если мероприятия имеют плановый характер, об их проведении заказчик либо застройщик должен заранее уведомляться отправкой им программы проведения проверок. В данном документе перечисляются сведения по каждому типу проверок, включая примерные сроки их проведения.
Помимо этого, уведомление должно осуществляться путем телефонной, факсимильной или интернет-связи как минимум за три рабочих дня до предполагаемого начала мероприятий. Это касается лишь плановых проверок. В случае возникновения на объекте экстренных и аварийных ситуаций, способных в процессе выполнения работ повлечь нанесение вреда как физическим, так и юридическим лицам, уведомлять заказчика или застройщика необязательно.
Сотрудник уполномоченной организации в ходе проверки должен установить соблюдение:
- требований к подготовительным и земляным работам на участке строительства, к монтажным работам по возведению фундамента, надземных и подземных конструкций, к прокладке инженерных коммуникаций и необходимого оборудования;
- требований к подготовительным работам по реконструкции капитальных зданий и сооружений, если параметры этих объектов были изменены полностью или частично, либо заменены или восстановлены несущие конструкции зданий (исключение составляет замена отдельных элементов этих конструкций на аналогичные либо обладающие лучшими характеристиками, а также восстановление данных элементов);
- требований к реконструкции линейных объектов, в результате которой меняются их параметры, класс, категория или первоначальные показатели, (мощность, нагрузка и т. п.) либо при которой необходимо корректировать границы полос отвода или охранных зон данных объектов;
- регламента строительного контроля, порядка ведения первичной учетной документации общего и специального характера, исполнительной документации, а также требований по составлению всевозможных актов освидетельствования;
- устранения нарушений, выявленных в процессе строительного контроля и надзора, а также запрета продолжать работы при отсутствии актов об устранении этих нарушений;
- других требований, предъявляемых к работам указанными выше нормами и правилами, включая требования к энергетической эффективности объекта и к его оснащенности устройствами учета электроэнергии.
Действующее законодательство дает уполномоченному органу госстройнадзора право проводить либо назначать необходимые экспертизы, обследования и испытания по отношению к выполненным строительным работам и используемым при этом стройматериалам.
Полномочия проверяющих при строительстве

Организации, осуществляющие мероприятия по государственному строительному надзору, обладают определенными полномочиями. Ответственные лица имеют право:
- беспрепятственно проникать на объекты капстроительства в рамках исполнения своих служебных обязанностей;
- требовать от заказчика либо подрядчика исполнительной документации, материалов по выполненным работам, различных журналов с результатами проверок, всевозможных актов освидетельствования и образцов используемых строительных материалов;
- требовать от заказчика или исполнителя проведения испытаний, обследований и экспертиз по выполненным строительным работам, а также по используемым стройматериалам, если это требуется программой проведения проверок;
- формировать по результатам надзорных мероприятий соответствующие акты, служащие основанием для выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений;
- заполнять журналы о проведенных надзорных мероприятиях;
- составлять либо рассматривать протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения соответствующих административных производств, руководствуясь действующим законодательством РФ;
- осуществлять иные мероприятия, предусмотренные законодательной базой.
Расширительное толкование полномочий, обеспечивающее защиту прав и интересов участвующих лиц, в данном случае не действует. По этой причине Положение об осуществлении государственного строительного надзора содержит ограничение этих полномочий, чтобы обеспечить необходимый баланс в этой категории отношений пределами правомочий государственной власти, явно предписанных действующими законами.
Порядок проведения проверок при строительстве

- Проверка по окончании строительных работ в рамках госстройнадзора
Данное мероприятие проводится в течение семи дней после получения уполномоченным органом извещения об окончании работ. При этом, как минимум за три дня до планируемой проверки заказчик либо застройщик должны получить соответствующее уведомление.
Наиболее тщательно проверяются:
- объект капстроительства (проводится полный визуальный осмотр здания или сооружения, включающий в себя проверку результатов отдельных работ, смонтированных конструкций, использованных материалов и проведенных инженерных коммуникаций);
- документация (акты, предписания, извещения), выдаваемая заказчику или исполнителю с целью устранения выявленных нарушений в рамках государственных надзорных и контрольных мероприятий.
На основании результатов данной итоговой проверки выдается заключение о соответствии исследуемого объекта требованиям регламентов, норм, правил и проектной документации.
- Проверка, выявившая нарушения действующих законов, вести надзор за соблюдением которых данный орган не уполномочен
Материалы по выявленным нарушениям в таком случае должны направляться либо соответствующему уполномоченному лицу, либо в прокуратуру. Данное действие регламентировано пунктом 18 «Порядка проведения проверок при осуществлении государственного надзора…», проектной документацией РД-11-04-2006, а также другими нормативными актами в сфере надзорной деятельности. В результате проверка начинается одним органом госстройнадзора, а заканчивается другим уполномоченным лицом в рамках своей компетенции.
- Выявление причин нарушения нормативных актов в области градостроительства, в результате чего был нанесен ущерб имуществу либо причинен вред здоровью или жизни людей
Данное мероприятие проводится органом госстройнадзора в особом порядке на основании статьи 62 Градостроительного кодекса РФ, а также Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденными Постановлением правительства РФ № 702 от 20 ноября 2006 года.
Для таких проверок специально создаются технические комиссии, состоящие из представителей подразделений федеральной власти, которые имеют право осуществлять государственный строительный надзор. Таковыми органами являются:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
проводит надзорные мероприятия на объектах атомной энергетики (установки, хранилища ядерных и радиоактивных материалов), а также на опасных производствах, определенных законом линейных коммуникациях, объектах оборонной промышленности (исключая инфраструктурные объекты Вооруженных Сил РФ), особо секретных объектах. Кроме того, данная служба осуществляет надзор в отношении технически сложных и уникальных сооружений.
- Министерство обороны РФ. Выполняет надзорные функции в отношении инфраструктуры ВС РФ.
По результатам своей работы техническая комиссия формирует заключение, утверждаемое впоследствии уполномоченным надзорным органом. На этапе утверждения результаты проверочных мероприятий могут быть возвращены для повторной проверки.
Результатами надзорной деятельности, выполненной органом госнадзора, могут служить следующие материалы:
- акт о выявленных нарушениях. Составляется по окончании проверки в случае выявления нарушений и является основанием для выдачи заказчику или исполнителю предписания об устранении данных нарушений.
- запись, внесенная в журнал проверок уполномоченным сотрудником органа госстройнадзора.
В свою очередь предписанием является документ, где фиксируется вид нарушения, указывается ссылка на соответствующий нормативный документ или проектную документацию, определяется срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены. В последнем случае учитываются конструктивные и прочие особенности обследованного объекта.

Оба документа (акт и предписание) оформляются в двух экземплярах. Один комплект остается у проверяющего органа государственного строительного надзора, второй высылается либо вручается лицу, осуществляющему строительные работы и ответственному за допущенные при этом нарушения (это может быть заказчик, подрядчик либо иное лицо). Акт о проведенной проверке может иметь приложения, являющиеся неотъемлемой частью данного акта и включающие в себя сформированную либо полученную в ходе проверки документацию.
Лицо, осуществляющее строительство и ответственное за допущенные нарушения, после выдачи предписания должно устранить эти нарушения и после этого направить в орган госстройнадзора соответствующее извещение.
Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 23.56 наделяет органы государственного строительного надзора также контролировать административные дела на основании статей 9.4, 9.5, 9.5.1, 9.16 и 14.44. Это дает право уполномоченному ведомству, помимо выдачи ответственному лицу предписания об устранении нарушений, привлекать это лицо к административной ответственности в ходе параллельного рассмотрения соответствующего административного дела.